Информационно-туристический  сайт  города Витебска
Article's author: Svetlana Vysotskaya
Published: 2013-06-23
Reviews: 4181

Folk Festivals.

Folk Festivals occupy a special place among Belarusian holidays calendar. And all because these days are especially appreciated by Belarusian people. Although the holiday calendar does not reserve days off for their celebration, they have been still awaited and much loved for several decades.

January, 14 – Old New Year.

One of the most paradoxical folk festivals is the Old New Year, which is celebrated from 13 to 14 January. It would be difficult for a foreigner to understand how the New Year can be both old and new, but for Belarusians this phenomenon is quite normal.

The explanation for this paradox lies in the discrepancy between the Julian calendar ("old style" calendar) and the Gregorian calendar, for which the post-Soviet countries have moved immediately after 1917 revolution. However, the Orthodox Church has remained faithful to the traditions and continues to lead the chronology of all religious holidays according to the Julian calendar. In addition, people used to celebrate the New Year together with the Christmastide, which is just coincided with the celebration of the New Year in the old style.

All this confusion has gradually turned into an unusual tradition to celebrate first official New Year on the night of December 31 to January 1, and exactly 13 days later the Old New Year comes. However, despite the fact that the winter holiday came only through the calendar confusion, it became beloved, popular, and most importantly - family holiday, as it is one of the few days of the year when all family members can get together at one table.

January, 25 – the Students Day (Tatyana`s Day).

In Belarusian calendar, there are several Students Days. The official state holiday is celebrated in November, but Tatiana's Day is much more popular among students.

The roots of the Students Day (Tatiana's Day) go to the XVIII century, when Empress Elizabeth signed a decree to establish Moscow University in 1755. Gradually, this day was celebrated by all students in Russia, and after the comprisal of Belarusian lands in the Russian Empire this tradition came to us. At that time it was considered to treat Saint Tatiana as the patron of students.

In Tsarist Russia this holiday was celebrated in the grand manner, with folk festivals, distribution of awards and encouragements, speeches were delivered. Since the XX century, the tradition has somewhat changed - although the official part and grandiosity have disappeared, students still celebrate their holiday with noise and fun.

There is a beautiful legend of the origin of Tatyana's Day holiday. It says that in the 3rd century AD, Tatiana, who was the abbess of a Christian temple, was repeatedly persecuted because of her commitment to the Christianity. One day, she was ordered to pray the pagan god, but in spite of everything Tatiana did not abandon their faith and prayed Christ even harder. Her prayers were so strong that a statue of the pagan god fell from its pedestal and crashed. After that Tatiana was executed. In 235, Tatiana's Day was firstly celebrated, and the martyr was canonized.

February, 14 – St. Valentine`s Day or All Amorous Day.

St.Valentine's Day or All Amorous Day, is one of the most popular folk holidays. Different countries around the world have been celebrated this day for more than 16 centuries, but in Belarusian latitudes it settled down not so long ago - just over 20 years ago.

The history of the holiday is associated with the name of St.Valentine, who lived in the middle of the III century BC and became famous as the patron of lovers. Despite the prohibitions to marry in the Roman legions in the period of Emperor Claudius II, Christian priest Valentine against all odds helped to connect the hearts of lovers with bonds of wedlock, passed notes of Legionnaires to their choices, reconciled quarreling people. Once this practice became known to the authorities, the monk was executed. The situation was very piquant, so Valentine himself fell in love with the jailer's daughter and wrote a letter signed "Your Valentine" to her before his execution, which took place on February, 14. There is also a legend associated with this winter holiday: it is believed, if married on Valentine's Day, the love will be eternal, and a family unit will be strong.

Valentine was later canonized, and in 496 Pope Gelasius announced February, 14 as St. Valentine's Day.

Since that time there has been a tradition in the world to celebrate February, 14 as All Amorous Day, the patron of which was St. Valentine. On this day lovers give each other gifts and exchanged love letters - "valentines." However, the tradition of sending cards to their loved came later - in the Middle Ages. The very first in the world valentine postcard was sent by Duke Charles of Orleans. It was a love letter to his wife, which the duke sent in 1415 during his imprisonment in the Tower of London.

In 1969, this date was removed from the official calendar of the Catholic holidays because information about St. Valentine was considered unreliable. Although the tradition to celebrate this day has only strengthened.

April, 1 – Laughter Day or All Fools' Day.

On April, 1 in Belarus Laughter Day or All Fools' Day is celebrated. The history of the holiday is still ambiguous and uncertain. However, this does not prevent it from being one of the most anticipated and fun folk festivals.

There are several explanations about the origin of this day. The most popular version says that initially, in the ancient times, this day was celebrated as the Easter and the spring equinox with mandatory attributes – jokes, funny hanky-panky and antics.

According to another version, the cause of the spring festival was a shift to the Gregorian calendar in the XVI century. In medieval France, the New Year was celebrated at the end of March, and according to the new calendar, the celebration was postponed to January, 1. But despite the innovations, a certain category of citizens still continued to celebrate the New Year's week in the old style. They were laughed, joked and given wacky gifts, called April fools.

It is known that this holiday began to gain popularity in the XVIII century in Western Europe. Gradually, it began to spread in the colonies of England and France, and then came in our latitude. It is believed that in Russia, and then in Belarus the festival has appeared thanks to Peter I. By the way, he himself became a victim of an April Fool's joke. The fact is that on this day German actors had to appear in front of him, but instead of the promised pieces they put up a banner with a note "April, 1". Peter I did not get angry, just noted some liberties of the comedians to himself.

Holiday calendar says that on this day people make jokes and tease friends and relatives, give each other senseless orders and organize other jokes.

July, 7 – Ivan Kupala holiday.

Ivan Kupala holiday is perhaps the most distinctive folk festival. The tradition of celebrating it in the middle of the summer draws its origins in the pagan past of the Belarusian people. During the worship of many gods and idols people began to celebrate the day of summer solstice. The name of the holiday in that period remained unknown, but with the spread of the Christianity in the East Slavic lands, the summer festival became associated with the day of the birth of John the Baptist, celebrated on July, 7 according to the Julian calendar. Since these times the people festival had ceased to correspond to the astronomical solstice and was named Ivan Kupala, which is a Slavic variant of the name John the Baptist (from the Greek word "bather”, “sinker”).

However, this cannot be called a religious holiday in the canonical sense, rather vice versa - it has still remained pagan, kept a lot of symbolic rituals, folk beliefs, and even a bit of devilry.

Ivan Kupala day and night is filled with a variety of rites related to water, fire, and herbs. The main and mandatory custom - mass bathing. It is believed that on this day all the evil spirits go out from the water, so you can swim safely and without risk to fall under their pernicious influence.

According to folk belief, on this day fire and water "are friends" with each other and get unusually strong natural cleansing power. That is why in Ivan Kupala people make big fires along rivers around which they first reel, dance and have fun, and then boys and girls jump through the flaming fire. It's some kind of purification, since it is believed that the fires scare evil spirits, which the Ivan Kupala night is filled.

Another tradition of the Ivan Kupala summer holiday is associated with herbs and flowers. Kupala herbs are considered especially healing and helpful. They are used in traditional medicine, burnt in furnaces during a storm, and also in binding ceremonies.

In Ivan Kupala girls lowered wreaths into the water woven on the eve with lit chips or candles. This custom of the folk holiday is nothing else than the fate fortunetelling: if the wreath floats, it promises a long life, well-being and a successful marriage; if the wreath goes under – it is a very bad sign.

However the star of Kupala is the famous "Fern-flower." It is known that the fern never blooms in nature. But people believe that fern still blooms on the night of Ivan Kupala for a few moments. Anyone who finds a flower, will be unusually rich. A person with this flower acquires extraordinary qualities, and you can easily see all the treasures buried in the ground.

Ivan Kupala Day is celebrated on the night of July, 6 to 7, and is the culmination of summer life in the Slavic peoples.

The second Saturday of July – Vitebsk City Day.

Vitebsk is not just the cultural capital of Belarus, it is one of the oldest cities in the country, where the history of the Belarusian people could be seen best of all. The past, present and future is woven here together, probably that`s why you can feel the continuity of tradition and reverence for the past so much. Without the past – there is no future. Realizing this truth, the citizens celebrate the City Day with especial awe, trying to spend this Vitebsk holiday as possible colorful and brighter. On this day, the city as if changes: unheard-of various exhibitions come alive in the streets, promotions are held and the music sounds. Numerous fairs and workshops, which are a special addition to the summer holiday, excite the imagination, making again and again to admire the hidden talents of the human soul. The celebrations usually take place in all parts of the city with games, jokes and concerts in the open air. On its birthday the city as if turns into a single stage, where the main characters are played not by professional actors, but the citizens and guests of ancient Vitebsk.

This day becomes even more piquant, solemn and magic due to the fact that the celebration of Vitebsk coincides with bright and colourful days of "Slavonic Bazaar", so the centuries-long anniversary of the city is held particularly juicy, colorful and at full blast. The holiday fits well in the festival mess, so it has became larger and more colourful.

July – holding of "Slavonic Bazaar" festival in Vitebsk.

For more than 20 years Vitebsk has been the centre of the largest East Slavonic music festival "Slavonic Bazaar".

"Slavonic Bazaar" festival was first held in summer 1992, and since that Vitebsk has become an annual weekly cultural capital of the Slavonic states. Best culture and art figures, thousands of entertainers, dance groups, theater troupes, artists, poets and just talented people come on these days in Vitebsk. Slavonic Bazaar has become the main unannounced summer holiday for residents and visitors of the city. During the festival days, everyone can find a place for entertainment, starting with seeing concerts to participating in master classes held by craftsmen.

And to learn the history, the traditions and trace the development of "Slavonic Bazaar" festival, simply visit Exhibition Hall "Dukhovskoy Kruglik", where the music festival will be talked about in more details by the unique exhibits in a separately decorated themed room.

November, 2 – Autumn Dziady in Belarus.

Dziady - the day of the memory of the dead – is commemorated in the third week after the Intercession. This day, of course, has pagan roots in the calendar of holidays, but it has gradually become integrated into the obligatory liturgical calendar of the Orthodox people.

Dziady is a home, family holiday. On this day people do not visit the dead relatives in the cemetery, on the contrary, they are invited to a memorable meal at home to entertain and thank for their patronage.

Housewives prepare for this folk holiday carefully: clean the house, prepare a variety of dishes. And before dinner, head of the family lights a candle and says a prayer inviting the departed ancestors at the table. According to the customs of this Belarusian holiday, the doors in the house should be open, not to obstruct the spirits of relatives. Dishing out, some of them should be laid on a special plate specifically designed for the dead relatives. And the number of dishes on the table should always be odd and not less than five, but each dish should be served in doubles (for example, 9 dishes were served on 18 plates).

At the memorial table people remembered the departed ancestors, their best qualities, tips, stories from their lives. And the history should always start about the oldest and most well-known ancestor. This tradition allowed gradually transfer the generation history from senior to junior.

Информационно-туристический  сайт  города Витебска
Автор статьи: Светлана Высоцкая
Информация обновлена: 23.03.2013
Просмотров: 16218

Народные праздники.

Народные праздники занимают особое место среди праздничных дней белорусского календаря. А все потому что эти дни особенно пришлись по душе белорусскому народу. В календаре праздников хоть и не отведено для их празднования выходного дня, они на протяжении нескольких десятилетий по-прежнему остаются долгожданными и горячо любимыми.

14 января – Старый Новый Год.

Одним из самых парадоксальных народных праздников является Старый Новый Год, который отмечается с 13 на 14 января. Иностранцу будет сложно понять, как Новый год может быть одновременно и старым и новым, а вот для белорусов такое явление вполне нормальное.

Объяснение этому парадоксу кроется в расхождении юлианского (календаря "старого стиля") и григорианского календарей, на который постсоветские страны перешли сразу после революции 1917 года. Однако православная церковь осталась верна традициям и по-прежнему ведет летоисчисление всех церковных праздников по юлианскому календарю. К тому же, простые люди привыкли отмечать Новый год вместе со святками, которые как раз по времени совпадали с празднованием Нового года по старому стилю.

Вся эта неразбериха постепенно вылилась в необычную традицию, согласно которой в нашей стране отмечают сначала официальный Новый год в ночь с 31-го декабря на 1-ое января, а ровно через 13 дней наступает Старый Новый Год. Но даже несмотря на то, что зимний праздник появился лишь благодаря календарной неразберихе, он стал горячо любимым, всенародным, а главное – семейным праздником, так как это один из немногих дней в году, когда все члены семьи могут собраться вместе за одним столом.

25 января – День Студентов (Татьянин День).

В белорусском календаре праздников есть несколько Дней Студентов. Официальный государственный праздник отмечается в ноябре, но значительно большей популярностью в студенческой среде пользуется Татьянин День.

Своими корнями День Студентов (Татьянин День) уходит в XVIII век, когда в 1755 году императрица Елизавета Петровна своим указом учредила Московский университет. Постепенно этот день стал отмечаться всем студенчеством России, а после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи эта традиция распространилась и у нас. Именно в тот период стало принято считать святую Татьяну покровительницей студенчества.

Во времена царской России этот праздник отмечался очень пышно, с народными гуляниями, раздачей наград и поощрений, произнесением речей. Начиная с ХХ века традиции несколько изменились – хоть и исчезли официоз и помпезность, зато студенты по-прежнему отмечают свой праздник шумно и весело.

Есть еще красивая легенда происхождения народного праздника Татьянин День. Она гласит о том, что в 3 веке нашей эры Татьяну, которая являлась настоятельницей христианского храма, неоднократно подвергали гонениям и преследованиям за ее приверженность к христианству. Однажды ей приказали молиться языческому богу, но вопреки всему Татьяна не отказалась от своей веры и стала молиться Христу еще усерднее. Ее молитвы были настолько сильными, что изваяние языческого бога упало с пьедестала и разбилось. После этого Татьяну казнили. В 235 году впервые отметили Татьянин День, а саму мученицу причислили к лику святых.

14 февраля – День Святого Валентина или День Всех Влюбленных.

День Святого Валентина, или День Всех Влюбленных, является одним из самым популярных народных праздников. В разных странах мира этот день отмечают более 16 веков, а вот в белорусских широтах он прижился не так давно - чуть более 20 лет назад.

Историю возникновения праздника связывают с именем Святого Валентина, который жил в середине III века нашей эры и прославился как покровитель влюбленных. Несмотря на запреты сочетаться браком в римских легионах в период императора Клавдия II, христианский священник Валентин вопреки всему помогал влюбленным сердцам соединиться узами брака, передавал записки легионеров их избранницам, мирил поссорившихся. После того, как эта практика стала известна властям, монаха казнили. Ситуация оказалось весьма пикантной, так как и сам Валентин был влюблен в дочь тюремщика и написал ей перед казнью, которая состоялась 14 февраля, письмо с подписью "Твой Валентин". Есть и поверье, связанное с этим зимним праздником: считается, если обвенчаться в День Всех Влюбленных, то любовь будет вечной, а семейный союз крепким.

Впоследствии Валентина канонизировали, а в 496 году Папой Римским Геласиусом день 14 февраля был объявлен Днем Святого Валентина.

Примерно с тех времен в мире появилась традиция праздновать 14 февраля как День Всех Влюбленных, покровителем которых стал святой Валентин. В этот день влюбленные дарят друг другу подарки и обмениваются любовными посланиями - "валентинками". Правда, традиция посылать открытки своим возлюбленным возникла несколько позже – в средние века. Самую первую в мире открытку-валентинку отправил герцог Орлеанский Карл. Это было любовное послание жене, которое герцог отправил в 1415 году во времена своего тюремного заключения в лондонском Тауэре.

В 1969 году эта дата была изъята из официального календаря католических праздников, так как сведения о святом Валентине считались недостоверными. Но в народе традиция праздновать этот день только укрепилась.

1 апреля – День Смеха или День Дурака.

В первый день апреля в Беларуси отмечается День Дурака или День Смеха. История праздника до сих пор остается неоднозначной и неопределенной. Однако это не мешает ему быть одним из самых долгожданных и веселых народных праздников.

Есть несколько теорий происхождения этого дня. Самая популярная версия гласит о том, что изначально, в древности, в этот день праздновались Пасха и день весеннего равноденствия, обязательными атрибутами которых являлись шутки, веселые проделки и шалости.

Согласно другой версии причиной появления весеннего праздника стал переход в XVI столетии на григорианский календарь. В средневековой Франции новый год отмечался в конце марта, а согласно новому календарю празднование было перенесено на 1 января. Но, несмотря на нововведения, сохранилась определенная категория граждан, которая продолжала праздновать новогоднюю неделю по старому стилю. Над ними посмеивались, подшучивали и дарили дурацкие подарки, называя их первоапрельскими дураками.

Точно известно, что набирать популярность этот праздник стал в XVIII веке в странах Западной Европы. Постепенно он стал распространяться в колониях Англии и Франции, а затем пришел и в наши широты. Считается, что в России, а потом и в Беларуси праздник появился благодаря Петру I. Кстати, он сам же и стал жертвой первоапрельской шутки. Дело в том, что в этот день перед ним должны были выступать немецкие актеры, но вместо обещанной пьесы они вынесли транспарант с надписью "1 апреля". Петр I не разгневался, лишь про себя отметил некоторую вольность комедиантов.

Календарь праздников гласит, что в этот день принято шутить и подтрунивать над друзьями и родственниками, давать друг другу бессмысленные поручения и организовывать прочие розыгрыши.

7 июля – праздник Ивана Купалы.

Праздник Ивана Купалы, пожалуй, самый самобытный народный праздник. Традиция праздновать его в середине лета черпает свои истоки в языческом прошлом белорусского народа. Именно в период поклонения множеству богов и божков люди стали отмечать день летнего солнцестояния. Название праздника в тот период осталось неизвестным, а вот с распространением христианства на восточнославянских землях летний праздник стали связывать с днем рождения Иоанна Крестителя, который по юлианскому календарю празднуется 7 июля. Именно с этих времен народный праздник перестал соответствовать астрономическому солнцестоянию и получил название Иван Купала, что является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (от греческого слова "купатель, погружатель").

Однако этот праздник нельзя назвать религиозным в каноническом понимании, скорее наоборот – он по-прежнему остался языческим, сохранил множество символических обрядов, народных поверий и даже немного чертовщины.

День и ночь Ивана Купалы заполнены множеством обрядов, в большей мере связанных с водой, огнем и травами. Главный и обязательный обычай – массовое купание. Считается, что в этот день из воды уходят все злые духи, поэтому купаться можно смело и без риска оказаться под их пагубным влиянием.

Огонь и вода в этот день по народным поверьям "дружат" между собой и приобретают необыкновенно сильную природную очищающую силу. Именно поэтому на Ивана Купалу принято вдоль рек разжигать большие костры, вокруг которых сначала водят хороводы, пляшут и веселятся, а потом юноши и девушки прыгают через пылающий огонь. Это своего рода обряд очищения, так как считается, что костры отпугивают нечистую силу, которой наполнена купальская ночь.

Еще одна традиция летнего праздника Ивана Купалы связана с травами и цветами. Купальские травы считаются особенно целебными и полезными. Их используют в народной медицине, во время грозы их сжигают в печах, а также применяют в приворотных обрядах.

Девушки на Ивана Купалу опускали в воду сплетенные накануне венки с зажженными лучинами или свечами. Этот обычай народного праздника – не что иное, как гадание на судьбу: если венок поплывет, то это сулит долгую жизнь, благополучие и удачное замужество, если же венок уходит под воду – очень плохой знак.

Но звездой Купалья является знаменитая "Папараць-кветка". Известно, что в природе папоротник никогда не цветет. Но люди верят, что в ночь на Ивана Купалу на несколько мгновений папоротник все же зацветает. Тот, кто найдет такой цветок, станет необыкновенно богатым. С этим цветком человек приобретет необыкновенные качества, и можно без особого труда увидеть любые зарытые в земле клады.

Иван Купала празднуется в ночь с 6-го на 7-ое июля, и является кульминацией летней жизни у славянских народов.

Вторая суббота июля – День Города Витебска.

Витебск – не просто культурная столица Беларуси, это один из древнейших городов страны, где как нельзя лучше прослеживается история белорусского народа. Здесь воедино соткано прошлое, настоящее и будущее, наверное, поэтому здесь так чувствуется преемственность традиций и почитание прошлого. Без прошлого – нет будущего. Осознавая эту истину, горожане с особым трепетом празднуют День Города, стараясь провести этот народный праздник как можно красочнее и ярче. В этот день город словно преображается: на его улицах оживают небывалые всевозможные выставки, проходят рекламные акции и звучит музыка. Многочисленные ярмарки и мастер-классы, которые являются особым дополнением летнего праздника, будоражат воображение, заставляя вновь и вновь восхищаться скрытым талантам человеческой души. Праздничные мероприятия, как правило, проходят во всех уголках города с розыгрышами, шутками и концертами под открытым небом. В день своего рождения город словно превращается в одну сценическую площадку, где в качестве главных героев играют не профессиональные актеры, а горожане и гости древнего Витебска.

Еще большую пикантность, торжественность и фееричность этому дню придает тот факт, что празднование Дня Города Витебска выпадает на яркие и красочные дни "Славянского базара", поэтому многовековой юбилей города проходит особенно сочно, красочно и с небывалым размахом. Праздник органично вписывается в фестивальную кутерьму, благодаря чему он стал более масштабным и красочным.

Июль – проведение фестиваля "Славянский базар" в Витебске.

Уже более 20 лет Витебск является центром крупнейшего восточнославянского музыкального фестиваля "Славянский базар".

Впервые фестиваль Славянский базар прошел летом 1992 года, и с тех пор Витебск ежегодно становится на неделю культурной столицей славянских государств. Лучшие деятели культуры и искусства, тысячи эстрадных артистов, хореографических коллективов, театральных трупп, художников, поэтов и просто талантливых людей собираются в эти дни в Витебске. Славянский базар стал главным необъявленным летним праздником горожан и гостей города. В фестивальные дни каждый сможет найти себе развлечения по вкусу: начиная с посещения концертов до участия в мастер-классах, которые проводятся народными умельцами.

А чтобы узнать историю, познакомиться с традициями и проследить развитие фестиваля "Славянский базар", достаточно посетить Выставочный Зал "Духовский круглик", где о музыкальном фестивале более подробно расскажут уникальные экспонаты отдельно оформленного тематического зала.

2 ноября - осенние Деды в Беларуси.

Деды – день поминания усопших – отмечается на третьей неделе после Покрова. Этот день в календаре праздников, безусловно, имеет языческие корни, но постепенно он самостоятельно интегрировался в обязательный литургический календарь православных людей.

Деды являются домашним, семейным праздником. В этот день не принято навещать умерших родственников на кладбище, наоборот, их приглашают на памятную трапезу домой, чтобы угостить и поблагодарить за покровительство.

К этому народному празднику хозяйки готовятся особенно тщательно: убираются в доме, готовят множество различных блюд. А перед ужином глава семьи зажигает свечу и читает молитву с приглашением ушедших предков за стол. Согласно обычаям белорусского праздника двери в доме должны быть открыты, чтобы не чинить препятствия духам родственников. Раскладывая блюда, часть из них выкладывают на специальную тарелку, которая предназначено именно для умерших родственников. Причем количество блюд на столе должно быть обязательно нечетным и не меньше пяти, а вот подаваться каждое блюдо должно в парном количестве (например, 9 блюд подавалось на 18 тарелках).

За поминальным столом вспоминали ушедших предков, их лучшие качества, советы, случаи из их жизни. Причем рассказ всегда должен начинаться о старейшем и самом известном предке. Эта традиция позволяла постепенно передавать историю рода от старших младшим.